Андрей Нижник:
«Мы сразу поняли: сельский туризм —это наше!»
Аутентичный сельский быт, умиротворенность, живописные пейзажи — вот те впечатления, которые дарит первая встреча с агроусадьбой «Заречаны», уютно расположившейся в долине реки Птичь в Пуховичском районе.
Хозяева агроусадьбы — Андрей и Алла Нижники — не только здесь работают, но и живут. Наверное поэтому гости, утомленные городской суматохой и жаждущие отведать сельского рая, чувствуют здесь по-настоящему теплый, семейный прием.
За плечами хозяев — 11 лет упорной работы и более 30 тысяч посетителей, принятых за это время. А в минувшем году «Заречаны» стала первой среди агроусадеб, победив в номинации «Сохранение белорусских традиций» конкурса «Лучшая агроэкоусадьба Минской области 2013 года». По мнению судей, в «Заречанах» наилучшим образом сохранен выдержанный в национальных традициях уклад жизни.
Андрей Нижник — 50 лет, профессиональный строитель, на своей усадьбе все делает сам, а еще играет на баяне, многих приучил обливаться холодной водой и нырять в прорубь.
Алла Нижник — 49 лет, математик, играет на фортепиано, любит готовить, шьет кукол-домовушек, лоскутные одеяла и одежду, создает картины.
Михаил (сын) — 27 лет, программист, разделяет все строительно-хозяйственные хлопоты отца, автор и администратор сайта усадьбы.
Людмила (дочь) — 26 лет, дипломированный менеджер по туризму. Воспитывает годовалого сына Вадима, по мере возможности помогает на усадьбе.
Некоторые, приехав в «Заречаны» впервые, прогуливаясь по ее дорожкам, задают Андрею вопрос: «Сколько же вы сюда вложили?»
«Вопрос, признаться, ставит меня в тупик. Все три дома — «гостевой», «семейный» и банный» — мы с сыном построили своими руками. Поскольку никого не нанимали, наверное, и смогли все это сделать. Кредитов не оформляли, в долг не брали… Главное в этой жизни — желание, в этом я убеждался тысячу раз. Если оно есть — можно сделать все из ничего, и задуманное исполнится! А если будешь только смотреть, завидовать и желчь глотать — ничего у тебя не будет…»
«Стремясь сделать отдых людей по-настоящему комфортным, мы, хозяева, стараемся быть по максимуму незаметными, — признается Андрей Нижник. — Хотя в обслуживании усадьбы из родни задействованы все: и бабушка, которой уже под 80 лет, и жена, и дочь, и сын. И даже будущая невестка. У сына в сентябре свадьба и тут я немного схитрил: опередив события, построил дом для его будущей семьи заранее: уж очень не хотелось отпускать его в Минск! Пусть живет здесь, на земле предков, среди природы, воспитывает детей. А применить тут свои таланты и энергию всегда можно — работа или есть или ее очень много».
Как бы в подтверждение отцовских слов и ожиданий нынешним летом Михаил собственноручно построил еще один дом — на дереве… Конструкцию треугольного домика с балконом, уютно расположившегося в уединенном месте на старой иве, Нижник-младший придумал сам. Новые покои уже приняли первых постояльцев, которые вполне комфортно здесь отдохнули и остались весьма довольны. Андрей Нижник увидел в этом оригинальное воплощение детской мечты сына: «Каждый ребенок стремиться создать себе подобное «гнездо» на дереве, чтобы уединиться от взрослых». В ближайшем будущем отец и сын намерены развить детскую тему.
«Когда мы сделали домик на дереве и поняли, насколько это людям нравится, решили придумать что-нибудь эдакое и для детей… Ведь их высоко на дерево не пустишь — опасно. Поэтому теперь наша идея фикс — сделать систему детских площадок. Это будут целые города: под землей, на земле и не очень высоко над ней», — делится мыслями о будущем Андрей.
Всех планов хозяева раскрывать не стали, но без ложной скромности заметили, что новое направление, которое они намерены развить на усадьбе, будет если не «бомбой», то, во всяком случае, вызовет серьезный ажиотаж в мире сельского туризма.
«Агроусадьба должна быть уникальным местом, где предоставляется большой комплекс услуг — культурных, спортивных, развлекательных, оздоровительных. «Коттеджи на сутки», коих сейчас пруд пруди — это не сельский туризм, и ничего общего с агроусадьбами они не имеют. Это нужно четко разделять», — рассуждает Андрей.
В «Заречанах» есть все составляющие классического объекта сельского туризма… Небольшой огород. Там растут «овощи первой необходимости» для себя и отдыхающих: огурцы, помидоры, капуста, зелень…
Два пруда. Там лилии цветут… И плавают индоутки, которые помогли справиться с вредителями белоснежных красавиц. Пока домашних птиц не было, лилии поедали какие-то вредители. Сейчас этого нет. Зимой пруд покрывается льдом и превращается в каток, на котором с удовольствием катаются гости. А какая агроусадьба без бани? В «Заречанах» она тоже есть, с парной на 8 человек и бассейном.
А вот заборов в «Заречанах» нет. «Зачем они? — рассуждает Андрей, — Так просторнее».
Недалеко от усадьбы пролегает русло реки Птичь. Нижники обустроили здесь пляж, сделали комфортным спуск к воде, и теперь в жаркие летние деньки сюда с удовольствием приходят охладиться гости. А желающим провести время поактивнее хозяева предлагают прогулку вдоль реки с переправой по подвесным мостикам и прыжками на тарзанке. Можно прокатиться по живописным местам на велосипедах или телеге, покататься на квадроциклах, поиграть в пейнтбол или лазертаг… Вечера в «Заречанах» все больше музыкальные: цыганские романсы, белорусские народные песни, концерты скрипичной или гитарной музыки.
Что касается контингента отдыхающих, то он весьма разнообразен. Семьи, молодежь, пожилые люди, дети… Вот уже второй год подряд в «Заречанах» обустраивается эколагерь — дети от 12 до 16 лет под руководством своих воспитателей осваивают экологическое кулинарное направление: делают разные блюда и салаты из трав, проводят время на природе, купаются в речке…
Приезжают сюда отнюдь не только белорусы и россияне. Среди гостей усадьбы — американцы, немцы, и даже японцы. Уезжают они, по их же собственным заверениям, отдохнувшие и довольные. Некоторые увозят с собой фирменные заречанские сувениры — кукол-домовушек, которых шьют всей семьей под чутким руководством хозяйки. По утверждению супруга, только Алла умеет так заворачивать уголки тряпичных губ, что лица у домовушек получаются особенно живыми и добрыми. В результате в Америку уехали «невеста», «жених», «теща», «тесть» и «свекровь», женщина приятной наружности — Баба Яга — укатила в Германию, а ангел улетел в Японию.
Гости, при желании, готовят еду самостоятельно. Но отказаться от удовольствия попробовать домашние блюда, приготовленные умелыми хозяйскими руками просто невозможно! Рецепт фирменных колдунов? Пожалуйста! На тертую картошку, в которую добавили яйцо и немного репчатого лука выкладываем слой свиного фарша с приправами, сверху — снова тертая картошка. Обжариваем на сковородке. Хозяйка делает это в глиняной рынке прямо в печи, в ней же блюдо и подает. Когда Алла снимает крышку с огромной сковороды, на которой красуются заправленные зеленью колдуны, гости вознаграждают ее восторженными возгласами.
Рассуждая о том, почему же все-таки семья занялась сельским туризмом, Андрей Нижник вспоминает: «Я хоть и городской житель, но с сельским бытом знаком не понаслышке: в детстве каждое лето проводил на Украине у бабушки. Один заготавливал дрова на всю зиму, печку топил… Один конец двуручной пилы привязывал в велосипедной камере, другой — к дереву, и поехали: я — на себя, камера — на себя. Потом рубил. А акацию колоть было ох как непросто! Жене-горожанке сложнее было перестроиться на сельский лад, но… свое дело — это как свое дитя».
Интересен один из вариантов происхождения фамилии хозяев «Заречан». Слово «нижник» обозначает деталь на наковальне, на которую кладут изделие, сверху его накрывают верхником и потом молотят, что есть силы. Андрей рассказал историю, когда он, по сути, оказался в роли такого вот «нижника».
«После того, как в 1990 году мы построили первый деревянный дом, образовалась большая компания друзей, которые каждую неделю приезжали к нам на шашлыки, в баню… Вместе отдыхали, а когда в воскресенье вечером друзья уезжали, мы с женой разгребали все, что осталось после праздника, и в следующую пятницу все повторялось… Часто случалось, что наши товарищи привозили своих товарищей, которые становились и нашими товарищами и так продолжалось ни много ни мало — 8 лет. Но однажды дом сгорел, и практически все друзья пропали. Я, когда пытался тушить пожар, получил ожоги, попал в реанимацию». Оставшись у разбитого корыта, Нижники не упали духом. Буквально через пару дней после пожара супруга нарисовала и принесла Андрею в больницу эскиз нового дома.
«Так, как она нарисовала, я его и построил, — рассказывает Андрей. — А в процессе восстановления жилья мы, чисто случайно, увидели в телепрограмме председателя правления белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерию Клицунову, которая рассказывала о развитии сельского туризма. Поистине, Валерия для сельского туризма Беларуси — это женщина-Ленин, уникальный человек. Я разыскал ее, и когда, приехав к нам и в целом оценив все положительно, она сказала, что строиться нам еще годика эдак два, мы собрали все усилия и за полтора месяца все сделали. Пообщавшись с Валерией, мы сразу поняли: это — наше! Ведь мы этим самым сельским туризмом по сути 8 лет занимались, принимали компании, обслуживали их, только бесплатно… С тех пор все поменялось. Первым гостем нашей обновленной усадьбы стал Женя Булка. И ему очень понравилось. А мы вдохновились. С тех пор люди приезжают, отдыхают, мы стараемся им не мешать».
Убедился, что все наши мысли материальны, и про что бы ты ни думал, когда-нибудь материализуется. За несколько дней до пожара я говорю жене: «Скучновато как-то… Если бы я сейчас дом строил, все бы иначе сделал… Через неделю меня где-то там услышали, и всего не стало. Чтоб не скучно было. Это оказалось суровым испытанием — потеря всего имущества, разочарование в друзьях… Это и были молот и наковальня нашей жизни. Но в результате стали только крепче и закаленнее.